Четверг, 21.11.2024, 09:29
МОИ ПРЕДКИ ТВЕРДОВСКИЕ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Лебяжьев Дмитрий Николаевич

 

Лебяжьев Дмитрий Николаевич (*21.10.1878г) родился в семье священника, законоучителя учительской семинарии села Порецкое Алатырского уезда Симбирской губернии, Лебяжьева Николая Васильевича. Его мать происходила из рода священников Никольских.

В 1893 году Дмитрий поступил в Симбирскую духовную семинарию, где учился очень хорошо – исключительно по первому разряду.  2 ноября 1897 года воспитанник 5 класса семинарии Дмитрий Лебяжьев был посвящён в стихарь[1]. В 1899 году окончил полный курс семинарских наук (в списке класса его имя значится под № 1).  Как семинарист, окончивший курс обучения по 1 разряду, получил звание «студента».

13 июня закончился 1898 – 1899 учебный год в Симбирской духовной семинарии. В этот день происходили последние экзамены по греческому и латинскому языкам в 6 классе. По окончании их был совершён благодарственный Господу молебен, на котором присутствовали все преподаватели семинарии, воспитанники 6 класса и некоторые из воспитанников низших классов. В половине второго часа пополудни прибыл в семинарский храм Преосвященнейший Никандр, епископ Симбирский. Встреченный о. ректором, Владыка прошёл на амвон[2], помолился пред святыми местными иконами и при пении «Ис Полла эти деспота»[3], благословив святительски всех предстоящих, вошёл во святой алтарь[4]. Вслед за тем на амвон вышел о. ректор семинарии, протоиерей А. В. Стернов и, провожая на жизненный путь своих питомцев, взволнованным голосом, со слезами на глазах, сказал им глубоко назидательное и полное чувства любви слово.

По окончании слова, на средину храма для совершения благодарственного молебствия Господу Богу вышел Преосвященный Владыка в сопровождении шестерых священников: отца ректора семинарии, ключаря Кафедрального собора М. Ф. Троицкого, преподавателя семинарии С. И. Введенского, духовника Н. В. Лебяжьева и эконома М. И. Багрянского. По окончании молебна Преосвященный Владыка всех предстоящих и молящихся благословил святым крестом и окропил святою водою, а затем в сопровождении о. ректора, инспектора, наставников и окончивших курс питомцев прошёл в семинарский зал.

Здесь один из окончивших курс воспитанников Д. Н. Лебяжьев, поднося Владыке фотографический снимок всего курса и прося милостиво принять его, от лица всех своих товарищей сказал речь: «Ваше Преосвященство! Последний раз собрались мы здесь своей товарищеской семьёй. Наше образование в этой школе закончено. Теперь нам предстоит новый путь, - для одних путь дальнейшего образования, для других путь полной самостоятельной жизни и деятельности. Просить Вашего Архипастырского благословения и отеческого наставления в предстоящем пути и собрались мы в настоящее время. Вместе с тем считаем непременным долгом выразить Вам сердечную благодарность за Ваше внимание и за Ваши заботы не только о нашем образовании, но и о невинных благородных развлечениях. Выражением нашей благодарности и признательности к Вам да послужит этот небольшой подарок. Недорог этот подарок, но, верьте, что он подносится нами искренно, от чистого сердца».

Приняв подарок и дав воспитанникам напутствие, Владыка в сопровождении наставников семинарии и сослужившего ему духовенства отбыл в покои отца ректора. В зале среди воспитанников остался о. ректор. Ему в подарок также был преподнесён фотографический снимок всего курса и выражена благодарность за любовь и отеческое отношение. А затем воспитанники простились со своим дорогим инспектором А. Ив. Соловьёвым, поднеся ему фотографический снимок с окончивших курс воспитанников и выказав благодарность за его заботы об их воспитании и за помощь, какую он оказывал им в их нуждах.

Затем воспитанники выразили свою признательность поднесением общей фотографической карточки наставнику и надзирателю при пансионе А. Ив. Арнольдову и послали депутацию принести благодарность за своё воспитание преподавателю священнику Н. Ив. Новинскому, так как он по болезни на семинарском торжестве лично присутствовать не мог.

«После всего этого воспитанники собрались в семинарской столовой, здесь после чая простились друг с другом и стали разъезжаться по домам, чтобы там отдохнуть немного, а затем уже, собравшись с силами, пуститься в плавание по безбрежному житейскому морю», -  такими словами закончил свою статью[5] для «Симбирских епархиальных ведомостей» священник Михаил Багрянский.

Сразу после окончания Симбирской духовной семинарии Дмитрий Лебяжьев был принят в Казанскую духовную академию, как лучший ученик выпуска 1899 года. Интересно, что при поступлении в академию студенты должны были давать обязательство по её окончании не оставлять духовное сословие, т. е. стать священниками или учителями духовных школ. В большинстве случаев предпочтение отдавалось второй профессии, так как жизнь священника не выглядела особо привлекательной. Но и здесь были свои трудности: епархиальные архиереи имели обыкновение, кто мягче, кто жёстче, подталкивать преподавателей семинарий и уездных училищ к принятию священства. Выход из этого положения подсказывало каноническое право, согласно которому женитьба на вдове являлась препятствием для посвящения в сан. Вследствие этого браки со вдовами получили такое распространение, что Святейший Синод в 1834 году своим указом запретил епархиальным архиереям давать разрешения на такие браки всем обязавшимся избрать духовное поприще, предоставив это право Комиссии духовных училищ.

В 1903 году Дмитрий Лебяжьев окончил Казанскую духовную академию в степени кандидата[6] Богословия с правом преподавания в семинарии.

 

 

С этого же года начал служить в Симбирском епархиальном женском училище на Соборной площади: в 1903-1904 году штатный преподаватель, учитель русского и церковно-славянского языков; также ему были предоставлены уроки арифметики в 3 классе: «преподаватель русского языка во всех нормальных[7] классах и арифметики в 3 классе, уроков имеет 19, жалованья получает 1070 рублей» (для сравнения: плата за содержание в пансионе дочерей духовенства – 80 рублей в год, иносословных – 150 рублей в год; взносы частями в 4 срока). 

В 1904 – 1905 учебном году Дмитрий Лебяжьев - преподаватель русского языка во всех нормальных классах (1, 2, 3, 4), систематического диктанта в 5 нормальном и 5 параллельном классах и арифметики в 3 нормальном классе. Жалованья получает при 24 уроках 1325 рублей в год и квартирных, по постановлению епархиального съезда духовенства 1904 года, 100 рублей в год. В 1905 - 1906 году – преподаватель русского и церковно-славянского языков в 1 нормальном, 2, 3, 4 классах; арифметики в 4 параллельном классе и методики русского языка в 7 классе. Служил только при училище.

В июне 1906 года Дмитрий Лебяжьев был перемещён в Краснослободское духовное училище (Пензенская епархия, Пензенская губерния, сейчас г. Краснослободск Республики Мордовия). Служил учителем русского языка в старших классах с 1 июня 1906 года. В то же время – секретарь Общества Вспомоществования нуждающимся ученикам духовного училища.  

С 15 августа 1907 года из коллежских асессоров утверждён в надворные советники. Уволен от службы, согласно прошению, с 27 сентября 1908 года. Приказом Обер-Прокурора Святейшего Синода от 26.11.1908г за №37 бывший учитель Краснослободского духовного училища определяется на должность учителя латинского языка в Телавское Духовное училище (г. Телави, Тифлисская губерния) с 28 октября 1908 года. На 1909г учительствовал в Москве, проживал по адресу: ул. Моховая, д.22.

На 1910 год – коллежский асессор[8]. C 1910 по 1913 год включительно преподаватель русского языка в Сычевской мужской частной городской гимназии Смоленской губернии.

На 1914-1915 учебный год – надворный советник[9], исполняющий обязанности инспектора Арзамасского реального училища Министерства Народного Просвещения, преподаватель русского языка. В этом училище в 1914 – 1918 годах учился Аркадий Голиков-Гайдар; считается, что Дмитрий Лебяжьев послужил прототипом училищного инспектора в повести Гайдара «Школа» (Борис Камов «Мальчишка-командир»).

Небольшие эпизоды биографии Д.Н.Лебяжьева можно найти и в книге Гольдина Адольфа Моисеевича "Невыдуманная жизнь" (Москва, Детская литература, 1972). Книга рассказывает о юношеских годах Аркадия Гайдара, с которым автор познакомился, когда им обоим было по восемь лет. Два года Адольф Гольдин и Аркадий Голиков учились в Арзамасском частном приготовительном училище Хониной, а потом в 1914 году одновременно поступили в Арзамасское реальное училище. 

В 1918 году Дмитрий Николаевич Лебяжьев - письмоводитель школьного отдела.

 

 

Третий слева (сидит на стуле) Лебяжьев Дмитрий (Димитрий) Николаевич. 1914 год

Оборот коллективного фото: 7-й выпускной класс Арзамасского реального училища (5-й выпуск). Июль 1914 года.

 

В мае 1917 года в Арзамасе была восстановлена крупнейшая уездная организация кадетов (49 городских и 37 сельских членов), лидером которой стал Д. Н. Лебяжьев. Он был арестован 9 сентября 1918 года, обвинён в принадлежности к партии кадетов и Арзамасской Чрезвычайной Комиссией приговорён к концентрационному лагерю на время гражданской войны.

На 1936г жив: в научно-методическом журнале «Русский язык в школе» №5 за 1936г была опубликована статья Лебяжьева Д.Н. Дальнейшая судьба Дмитрия Лебяжьева неизвестна.

Жена: Лебяжьева Вера Ивановна. На 1914 год член Арзамасского местного отделения Общества Красного Креста (комитета РОКК).

Сын: Анатолий Дмитриевич Лебяжьев (*25.08.1922г) родился в г. Арзамас Горьковской области. Участник Великой Отечественной войны. С 19.09.1940 года по 17.07.1953 года служил в Красной Армии: старшина 2 статьи, затем старший лейтенант, капитан-лейтенант эсминца «Дружный» Северного флота. Закончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе. Награды: медаль «За оборону Ленинграда» (1943г), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За боевые заслуги» (1951г), орден Отечественной войны II степени (1985г).

 

 

[1] Стихарь - длинная, с широкими рукавами, обычно парчовая, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении. Стихарь – не награда, а принадлежность звания чтеца и певца церковного.

[2] Амво́н — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

[3] «Ис Полла эти деспота» [греч. Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα - На многая лета, владыко], песнопение православного архиерейского богослужения, пожелание епископу многих лет жизни.

[4] Алта́рь (от лат. alta и ara – возвышенный жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра.

[5] Печатано 30 июня 1899 года. СЕВ № 13 от 1 июля 1899 года (Окончание учебного года в Симбирской духовной семинарии)

[6] Лучшие выпускники академий со степенью кандидата богословия именовались также магистрантами и получали право представить в дальнейшем на защиту магистерскую диссертацию (по Уставу 1884г).

[7] Основной, или штатный, или нормальный класс

[8]Колле́жский асе́ссор — с 1717 по 1917 год гражданский чин в Русском царстве и в Российской империи, соответствовавший с 24 января 1722 года 8-му классу Табели о рангах. До 1884 года соответствовал армейскому чину майора, а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину капитана. К чину применялся общий титул «Ваше высокоблагородие».  В 19-ом веке писалось «ассесор».

[9] Надво́рный сове́тник — гражданский чин 7-го класса в Табели о рангах в Российской империи. Данный чин соответствовал воинским чинам подполковника в армии, войскового старшины у казаков и капитана II ранга. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие».

Вход на сайт
Поиск
Мои сайты
  • Меровка
  • Подсобное хозяйство Победа
  • Семейная летопись
  • Фамильный герб
  • Книга Памяти и Славы
  • Твердовские -2024 @ 2017