Николай Волконский – священник, учитель, лекарь
Волконский Николай Иоаннович (*1847г+19.11.1900г) родился в семье священника Сергиевской церкви села Большого Бакура Сердобского уезда Иоанна Михайловича Волконского. Дед его, Любомиров Михаил, был диаконом церкви села Шереметьевка Аткарского уезда Саратовской губернии.
С 1864 по 1870 год Николай Волконский обучался в Саратовской духовной семинарии, уволен со званием окончившего курс семинарии по 2 разряду. По окончании курса учения он поступил на должность учителя начальной народной школы с тем, чтобы по народной поговорке – «уча других, ещё больше учиться самому». Несколько лет Николай Иванович состоял учителем Ивановской школы села Матюшкино (Ивановка тож) Саратовского уезда. Народная школа в селе была открыта в 1865 году, а в 1875-ом преобразована в министерское двухклассное училище. Благодаря природным дарованиям и настойчивому труду, он сумел запастись полезными знаниями, приобрести жизненный опыт, заслужить благосклонное внимание окружающих. Определением Епархиального Начальства от 3 – 22 апреля 1875 года разрешено было открыть церковно-приходское Попечительство при Иоанно-Златоустовской церкви с. Матюшкино под председательством настоятеля, священника Николая Златорунского. Среди членов попечительства – крестьяне-собственники означенного села и учитель Ивановской школы Николай Волконский, что говорило об уважении к нему местных жителей.
В 1877 году Николай Иванович Волконский женился. Жена его, Евдокия Ивановна, происходила из духовного звания; в 1877 году она окончила полный курс Саратовского Епархиального Женского Училища. Первый сын Волконских, Сергей, родился в 1878 году в этом же селе Матюшкино, где глава семьи продолжал учительствовать. Но ко времени рождения второго сына, Василия, Волконские переехали в Сердобский уезд, на родину Николая Ивановича.
Высочайше утверждённым 15 апреля 1869г журналом Присутствия по делам Православного духовенства лицам, окончившим семинарский курс и не менее трёх лет пробывшим учителями в начальных школах, предоставлялось право на занятие священнических мест без прохождения предварительно должности псаломщика. Этим правом и воспользовался Николай Волконский, став священником-настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Малый Бакур Сердобского уезда с сентября 1879 года (церковь построена в 1827 году на средства генерал-лейтенанта Петра Феодоровича Желтухина; каменная, крепкая, тёплая, однопрестольная).
20-летнее служение о. Николая церкви Божией, при его всегдашнем трудолюбии и неукоснительной исправности, было разнообразно и многоплодно. Стараниями Николая Волконского в 1882 году было вновь открыто церковно-приходское попечительство при Михаило-Архангельской церкви села Малого Бакура Сердобского уезда, которое приложило много сил и изыскало средств для ремонта храма, устройство в церкви печей, приобретение церковного облачения.
Сверх прямых обязанностей пастыря, трудился о. Николай в должности катехизатора (в 1883г утвержден катехизатором на 1884г по 4 округу Сердобского уезда); немало было положено им сил в должности окружного духовника (на 1900 год – духовник 4 округа Сердобского уезда).
В 1880 и 1882 годах Николай Волконский был утверждён кандидатом к уполномоченному на епархиальные и училищные съезды по Бакурскому десятку 4 округа Сердобского уезда. Отец Николай – депутат съезда Петровского училищного округа 1881 года; осенью 1884 года – уполномоченный Петровского духовно-училищного округа, участник соединённого, экстренного и очередного, съезда от духовенства о.о. уполномоченных Петровского училищного округа. Далеко не каждый священник мог стать депутатом, для этого необходимо было зарекомендовать себя опытным руководителем, усердным в служении, иметь знания.
С 1888 года до самой смерти состоял действительным членом православного Миссионерского Общества: фамилия о. Николая Волконского в Списке лиц, сделавших членские взносы в Саратовский Епархиальный Комитет православного Миссионерского Общества за 1888 - 1900 годы.
При многочисленных и сложных обязанностях своего служения Николай Иоаннович Волконский любил уделять время досуга на уважаемую им науку популярной медицины. Вот как дочь София писала об этом в Прошении директору Московских Высших Женских курсов: «Отец мой был сельский священник Сердобского уезда Саратовской губернии. Условия деревни относительно медицинской помощи, а также любовь отца к врачеванию заставили его работать не только на поприще пастыря, но и врача».
До 1866 года в семинариях в обязательном порядке преподавали медицину и сельское хозяйство, и только позже они были заменены педагогикой, как предметом более необходимым для будущих пастырей и учителей народа. Получив медицинские сведения в семинарии, о. Николай применял их на практике: исправив церковную службу и разные требы, он шёл домой, где ожидала его толпа больных и недужных.
Малый талант к лекарству, получаемый в семинарии, не зарывался как бесплодный в землю, а пускался в оборот и быстро возрастал. Да и сама жизнь понуждала к этому: за отсутствием в селе всякой медицинской помощи, единственное там лицо, могущее оказать благовременную помощь и дать добрый совет, – это приходский священник. К нему в большинстве случаев и обращались крестьяне в трудных обстоятельствах. Вот почему редакция «Саратовских Епархиальных Ведомостей» в одном из выпусков обращалась к своим читателям – священнослужителям: «… мы думаем, что оглашение путём «Епархиальных Ведомостей» испытанных и вполне целесообразных медицинских и гигиенических средств со стороны редакторов есть долг человеколюбия». В разделе «Общедоступные медицинские советы» приходское духовенство могло почерпнуть сведения, начиная со средств борьбы с дифтеритом и заканчивая «врачебным применении паутины». Несомненно, оказание прихожанам медицинской помощи являлось немаловажным фактором в деле установления доверительных отношений между духовенством и прихожанами.
Отец Николай был чадолюбивый отец своего большого семейства, состоящего из жены и десятерых детей – четырёх сыновей и шести дочерей. Сразу же по вступлению в должность Николай Иоаннович стал членом взаимно-вспомогательной (эмеритальной) кассы духовенства Саратовской Епархии и каждый год из своих средств перечислял в кассу 16 рублей. Конечно, это была весьма скромная сумма, но накопленная таким образом пенсия могла удовлетворить самые насущные нужды семьи в случае потери кормильца. Судьба вдов и сирот духовенства в то время была тяжела: они часто в буквальном смысле оставались под открытым небом, так как вдова, оставшаяся с сиротами, законом обязывается или снести в известный срок с церковной земли свой дом, в большинстве случаев составляющий единственное их имущество, или продать его преемнику своего мужа за цену, какая благоугодна будет ему. Какую тревогу должна вносить в душевный покой пастыря одна мысль о возможности такого будущего для его семьи, понять может всякий.
Хотя средства материальные о. Николай имел небольшие, но на воспитание детей не щадил ничего. Закончив семинарию и прослужив несколько лет учителем в школе, он на своём опыте знал, в чём имеют нужду обучающиеся в учебных заведениях дети. И действительно, заботы его не остались тщетными: все дети Николая Иоанновича получили хорошее по тем временам образование: сыновья закончили духовные училища и семинарию, а дочери – епархиальные женские училища Саратовской губернии. Конечно, немалую роль в этом сыграла и матушка Евдокия Ивановна, которая и после смерти мужа все силы приложила к тому, чтобы дети продолжили образование.
За все свои пастырские труды о. Николай имел награды от набедренника до камилавки от Св. Синода включительно:
- 5 августа 1881 года Его Преосвященством Тихоном награждён набедренником.
- В 1887г ко дню Пасхи, за службу по духовному ведомству, награждён благословением Святейшего Синода, без грамоты.
- В 1890 году за службу по духовному ведомству награждён Святейшим Синодом ко дню Святой Пасхи скуфьёй.
- В 1895 году (23 марта – 12 апреля) получил благословение Святейшего Синода без грамоты за заслуги по духовному ведомству.
- Определением Святейшего Синода от 3 – 9 апреля 1898 года за № 1231 награжден камилавкою за заслуги по духовному ведомству ко Дню рождения Его Императорского Величества.
Вне всякого сомнения, что присущая отцу Николаю ревность к исполнению обязанностей своего сана служила ручательством, что и дальнейшее его служение своему долгу будет приносить ещё более обильные плоды. Но не судил Господь доброму рабу своему приумножить дарованные ему таланты. Конец пастырского служения застал отца Николая Иоанновича, можно сказать, на полпути его во Христе делания.
Долго и тяжело страдал он от болезни, которая всё более и более подтачивала его жизнь и наконец, ещё сравнительно молодым, свела его в могилу. Приготовление его к смерти было истинно христианским: о. Николай часто исповедовался и причащался Св. Таин почти через каждые три дня. 6 августа священниками села Большого Бакура – Александром Смирновым, села Чубаровки – Алексеем Смирновым, села Сластухи – Николаем Преображенским и села Елизаветина – Николаем Утехиным было совершено над ним таинство елеосвящения.
Ещё с вечера 18 ноября больной почувствовал страшный упадок сил и полнейшую слабость. Ни на минуту не оставляло дорогого своего страдальца любящее семейство – матушка и четверо младших детей. Между тем в храме совершалось и уже близилось к концу Воскресное утреннее богослужение, с окончанием которого прихожане массами входили в помещение больного, чтобы последний раз взглянуть на своего дорогого батюшку-пастыря и проститься с ним. Страдающий пастырь хотя был очень слаб, однако всех прощавшихся с ним прихожан просил помолиться о нём (он до кончины не терял сознания и возможности говорить).
Иерей Николай Иоаннович Волконский скончался 19 ноября 1900 года, в двенадцать часов дня. Похоронен он в ограде Михаило-Архангельской церкви села Малый Бакур Сердобского уезда.