Пятница, 20.04.2018, 21:27
МОИ ПРЕДКИ ТВЕРДОВСКИЕ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Загородье

 

Село Загородье ныне Максатихинского района, от Твери 120 верст, от Максатихи 11 километров.

Церковь Преображенская, построена в 1868 году, деревянная, престола три: в холодной Преображения Господня, в теплой Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая.

Церковные документы: опись 1862 года, план на землю.

 


Образование Загородского прихода

Приходская церковь была в 12 верстах (от Загородья) в селе Раевском. Дорога туда шла через большой казенный лес с низкими заболоченными местами, причем до ближайшего селения - деревни Осташихи - было не менее 8 верст. При таком расстоянии и такой дороге редко приходилось бывать в церкви. Особенно затруднено было сообщение осенью и ранней весной во время распутицы. Несомненно, сильно чувствовалась оторванность от храма. Некоторый корректив вносился тем, что была часовня, но это был именно только корректив. При часовне нет причты, поэтому не бывает систематического богослужения, а у религиозно настроенного человека есть потребность периодически участвовать в общественных религиозных собраниях. Без причты не могут совершаться обряды, а выполнение обрядов, опять - таки, очень существенно для верующего человека.

Понятно, что у наиболее активной и инициативной части населения должна была зародиться мысль о постройке собственного храма. Эта мысль должна была получить поддержку в двух ближайших карельских деревнях Мокшицах и Хабарщине, так же удаленных от своего приходского храма в Сельцах.

Идея о постройке церкви возникла и осуществилась снизу по инициативе самого населения. Ни Раевское, ни Селецкое духовенство не могло быть инициатором. Создание нового прихода сокращало их приходы и тем самым уменьшало доход, да и пастырский уровень и Раевского и Селецкого священников был невысок - оба сильно были подвержены распространенному среди духовенства пороку - пьянству.

Из загородских крестьян особенно много приложили сил по созданию церкви Михаил Савельев и Григорий Васильев. Первый даже получил прозвище "Святугин". Из женской части населения нужно отметить участие в этом деле Авдотьи Ивановны, сестры деда Бровиных. 0на была и сборщицей на постройку храма, и неусыпным агитатором, поддерживавшим население во все время строительства.

Чтобы задача была посильной, можно было думать только о постройке небольшой деревянной церкви. В таком направлении и были поведены хлопоты. В лесничестве выхлопотали отвод делянки, причем нелишне отметить, что делянка была отведена больше чем за 10 верст от Загородья. Трудно сказать, чем был вызван такой отдаленный отвод при наличии казенных лесов около Загородья. Во всяком случае, в этом факте не видно желания облегчить постройку церкви. Лес вывозился самими крестьянами. По словам старика Василия Евсеева, делянка не была использована полностью, так как иногда крестьяне вместо того, чтобы ехать в отведенную делянку рубили лес близ Загородья. Так, по его рассказам, лес для колокольни был вывезен из Кененагушки, отведенной в общий лесной надел Раевской вотчины. Камень для фундамента также вывозился крестьянами бесплатно. На денежные расходы была выхлопотана ссуда, кажется, в 2 тысячи рублей. Насколько само население шло навстречу устройству церкви, подчеркивается тем фактом, что ссуда погашалась аккуратно и была выплачена своевременно.

Церковь была освящена в 1866 году. У населения такое было сильное желание скорее иметь свой храм, что консисторская медлительность в выполнении всяких формальностей производила впечатление сознательного тормоза. Склонны были думать, что есть препятствия со стороны благочинного священника села Костовского. Новый благочинный, сменивший костовского священника, с большим вниманием встретил всякие заявления, получилось впечатление, что благодаря его стараниям ускорено было освящение церкви.

Освящение церкви было большим праздником для села. Василий Евсеев, вспоминая об этом, особенно подчеркивал радостное всеобщее настроение. Все были объединены одной мыслью: дождались своей церкви.

Образовавшийся около церкви приход был небольшим. Основное ядро составляли Загородье, Мокшицы и Хабарщина. Две небольшие русские деревни Коргово и Замелье также принимали участие в постройке церкви и сразу же вошли в состав прихода. Присоединился и выселок из Андреянихи - деревня Фомино. Таким образом, около церкви объединилось около 130 дворов с семьюстами всего населения. Русские деревни Ручки и Ямники присоединились к Загородскому приходу спустя десять лет. Произошло это уже при моем отце.

Первый священник о. Василий Обудовский прослужил около трех лет и в 1869 году ушел, перейдя в с. Скиржи. Его преемник о. Петр Никольский пробыл год с небольшим и при первой же возможности перешел в другой приход. Таким образом, за 4 года сменилось два священника. Очевидно, были нелегкими материальные условия жизни священника в небольшом только что образованном приходе.

Воспоминания С. Г. Петровского


 

В 1901 году служили: Священник Георгий Гавриилович Петровский 56-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1868 года, священником с 1871 года, состоял членом благочинного совета, депутатом, духовником и законоучителем церковно-приходской школы, награжден в 1897 году камилавкой.

Псаломщик Иван Андреевич Полянский 52-х лет, в должности с 1866 года.

Прихожан в селе Загородье, в деревнях: Фомине, Замелье, Ямнике, Ручкове, Коргове, Мокшице, Хабарщине - 252 двора (740 мужчин, 745 женщин, все карелы).

 


Из Тверского епархиального статистического сборника 1901 г.

(под ред. Добровольского)

 

Село Загородье, отъ Твери 120 вёрст, благочиние - 35 в.; почтовый адрес: Малышево.

Церковь Преображенская, построенная в 1868 году, деревянная, престолов 3: въ холодном приделе - Преображения Господня, въ теплом: Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая.

Церковный капитал: нътъ. Ц. вн. 25% сб. 35 р. 94 к. Ц. зд. нътъ.

Церковные земли: 35 дес. 1301 саж.

Церковные документы. Опись 1862 года, планъ на землю есть.

Причтъ. По штату положены Священник и псаломщик, — на лицо:

Священник Георгiй Гаврiилов Петровскiй, 56 л., окончил духовную семинарию, въ службе съ 1868 г., священник съ 1871 г., состоит членом благочинного совета, депутат, духовник и законоучитель церковно - приходской школы, награждён в 1897 г. камилавкой.

Псаломщик Иванъ Андреев Полянскiй, 52 л., изъ высшего отделения духовного училища, въ должности съ 1866 г.

Содержание причта: жалованье 188 р. 16 к., годовой доход 563р.

Прихожане: крестьяне: въ с Загородьъ 68 дв. 174 м. 181 ж., въ дер.: Фоминъ (5в.) 14 дв. 32м. 40 ж., Замельъ (2в.) 5 дв. 16 м. 19 ж., Ямникъ (4 в.) 25 дв. 86 м. 75 ж., Ручковъ (4 в.) 70 дв. 174 м. 182 ж., Корговъ (4 в.) 8 дв. 49 м. 43 ж., Мокщицъ (3 в.) 32 дв. 88 м. 80 ж., Хабарщинъ (3 в.) 30 дв. 65 м. 60 ж.;

Итого: 252 дворов, 684 муж. пола, 680 жен. пола.


 

В 1915 году служили: Священник Николай Никольский 44-х лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, в Преображенском храме 2 года. Исполняющий должность псаломщика Николай Морозов 27-ми лет, на службе 1 год.

Прихожан в деревнях: Горка, Замелье, Ямники, Ручки, Фомино, Отрадное, Каргово, Мокшицы, Хабарщино - 740 мужчин, 745 женщин.

В приходе сей церкви находилось две часовни: 1) в д. Ямниках, Святителя Николая, 2) в д. Хабарщине, Преподобного Варлаама Хутынского.

 

Преображенская церковь 1931 г. Фото из архива Бориса Орлова.

 

Последним священником в селе был Твердовский Михаил Константинович, 1881 года рождения, уроженец города Саратова. С февраля 1937 года, после окончания срока ссылки в Казахстан, служил в церкви с. Загородье (Максатихинский район, Калининская область). В протоколе допроса указано: вдовец, одинокий. Арестован за антисоветскую агитацию 8 сентября 1937 года, расстрелян 17 октября того же года. Полностью реабилитирован 1 июня 1989 года.

 

Церковь действующая, при Советской власти не закрывалась (?), перестроек и утрат не имеется. Среди икон наиболее интересны иконы пророческого типа из Николо - Теребенской пустыни.

Перед главным иконостасом установлена деревянная скульптура Нила Столбенского.

В алтаре северного придела хранится деревянная скульптурная группа «Распятие», перевезенная из церкви села Лощемля, ныне также Максатихинского района.

В ночь с 7 на 8 января 2015 года сгорела старая церковь (более 140 лет) в д.Загородье Максатихинского района.

 

(По материалам изданий: Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. -

Тверь: Издательство Студия-С, 2003., Добровольский И.

Тверской епархиальный статистический сборник. -

Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914.)
 

http://hram-tver.ru/maksatiharn/zagorodyemaksatiha.html

 

Вход на сайт
Поиск
Мои сайты
  • Меровка
  • Семейная летопись
  • Фамильный герб
  • Твердовские -2018 @ 2017