Суббота, 27.04.2024, 02:57
МОИ ПРЕДКИ ТВЕРДОВСКИЕ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Устав духовного училища

 

Духовные учебные заведения отличала профессиональная замкнутость, узаконенная реформой 1814 г. До середины XIX в. целью духовных учебных заведений было дать образование лишь детям священников.

Православное духовенство обладало многими правами и льготами. Так, оно не платило личных податей, не несло повинностей. В целом по правам оно стояло очень близко к дворянству. Но с другой стороны, законодательство сделало его замкнутым сословием: лицам податных состояний поступление в духовенство было затруднено, особенно в клир, на священнические места; выйти из сословия было тоже затруднительно. Необходимо было упразднить законы, отгораживающие сословие от общества, расширить участие духовенства в начальном народном образовании, повышая тем самым престиж церкви и государства.

В 1851 г. Св. Синодом было принято решение слить уездные училища с приходскими, под названием уездных, с тремя отделениями и шестигодичным курсом обучения. Отделения были: низшее, среднее и высшее. Низшее отделение образовалось из двух классов приходских, а среднее и высшее отделения – из классов уездных училищ. Кроме того, открывались особые причетнические классы для преподавания предметов, относившихся к причетническим обязанностям.

Еще до отмены крепостного права начали проектироваться новая реформа духовных учебных заведений, и разрабатываться новый устав духовных семинарий. Устав духовных семинарий регламентировал цель, задачи, методику обучения, программу курса, количество учащихся в тех или иных семинариях, штаты и оклады преподавательского состава, должностных лиц и прочего персонала. Устав духовных семинарий являлся, таким образом, документом, отражающим развитие духовного образования.

В 1860-е гг. были приняты новые более либеральные, чем прежде, уставы практически всех учебных заведений России. Это – университетский устав 1863 г., уставы гимназий и прогимназий (1864 г.), военных гимназий (1863 г.), духовных училищ и семинарий (1867 г.), духовных академий (1869 г.).

 

 

Училища являлись подготовительными учебными заведениями к семинариям. Они занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Таким образом, семинарии и духовные училища были взаимосвязаны.

В русле буржуазных преобразований 1860-1870-х гг. были предприняты меры, направленные на преодоление замкнутости духовного сословия. В 1863 г. воспитанники духовных семинарий получили право поступления в университеты; в 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. – в военные училища. В 1867 г. было принято решение о том, что правом поступления в семинарии могут пользоваться все без исключения православные.

Таким образом, были сняты сословные ограничения при формировании кадрового состава приходского духовенства. Закон 26 мая 1869 г., объявил детей духовенства не принадлежавшими к сословию, но сохранил за ними льготы и права, в том числе свободу от рекрутской повинности и право поступать в духовно-учебные заведения. Так была сделана попытка преодолеть замкнутость духовного сословия.

30 апреля 1871 г. появился другой закон, по которому, в зависимости от положения отцов, дети получали права дворян или почетных граждан, что создавало новые возможности продвижения на поприще светской жизни. Вводился принцип всесословности.

 

Ушакова Н. Е. СРЕДНЕЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВВ.

Монография ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Ярославль, 2013

 

Вход на сайт
Поиск
Мои сайты
  • Меровка
  • Семейная летопись
  • Фамильный герб
  • Книга Памяти и Славы
  • Твердовские -2024 @ 2017