Чунаки
7 августа 1905 года отец Пётр получает священническое место при Казанской церкви села Чунак (Чунаки) Петровского уезда. В этом же году Пётр Твердовский утверждён в должности законоучителя в Чунакском земском училище.
Карта Петровского уезда 1912 года
Современное село Чунаки входит в состав Майского сельского совета, который расположен в юго-восточной части Малосердобинского района Пензенской области. Сюда же относятся село Бадровка, деревня Комаровка (не та Комаровка, которая рядом с бывшей Турзовкой) и село Майское.
Село Чунаки (Богородское) основано пахотными солдатами г. Петровска на их землях между 1730 и 1742 годами. Документ под 1767 годом упоминает «новопоселенное сельцо Чунаки», в котором 50 дворов крестьян, «поселенных из разных приходов города Петровска».
Название села татарское, что обозначает «бегущая вода». Село находится в месте, где бьют ключи, родники. По другим источникам название происходит от тюрского имени Сюнак. Позднее переименованного в Чунак.
В 1767 г. в Чунаках построен первый, деревянный храм во имя иконы Казанской Богородицы, который сгорел. 23 октября 1772 г. протопоп собора Петра и Павла г. Петровска Федоров освятил в селе новую деревянную церковь. Но и она простояла недолго, погибнув от огня в апреле 1780 г.
В 1794 году армия Е.И. Пугачева прошла по территории Майского сельсовета, направляясь из Пензы на Петровск. Повстанцы в течение нескольких дней являлись хозяевами сел Чунаки, Майское.
После поражения армии Наполеона масса пленных французов следовали по пензенско-саратовской большой дороге по направлению к Петровску и далее на Саратов. Путь пленных проходил через Чунаки, Комаровку, Майское.
В 1810 г. сельская община праздновала открытие каменного храма, колокольня которого является самым древним строением Малосердобинского района. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Каменный, однопрестольный. Построен в 1810 г. на средства прихожан и освящен 17 октября 1812 года. В 1907 г. обновлены росписи и иконостас. На это строение крестились, проезжая по саратовско-пензенской большой дороге великие князья, наследники престола.
Фото: Колокольня Казанской церкви
11 июля 1934 г. согласно постановлению президиума Петровского райисполкома договор с коллективом верующих был расторгнут. До сегодняшнего дня "дожила" только трехъярусная четвериковая колокольня, одиноко стоящая на перекрестке дорог, архитектура которой выполнена в стиле классицизм.
Нижний и верхний ярусы прорезаны одинаковыми проемами с полуциркульным завершением, ярус звона рустован. Средний ярус имеет полукруглые окна, над которыми сделаны треугольные полуфронтоны. Покрытие колокольни отсутствует.
В 1902 г. в селе работала земская школа (70 мальчиков, 13 девочек, учитель, помощник учителя, законоучитель), в 1902 г. школу закончили 10 мальчиков, 1 девочка (Делопроизводство Петровского уездн. земск. Собрания. Саратов, 1903. С. 425).
«Попытка давать крестьянам не только общее низшее, но и профессиональное образование предпринималась Старославкинским волостным правлением. Образцовые училища, финансировавшиеся из госбюджета и дававшие общее светское образование, имелись также в Александро-Юматовке, Саполге, Чунаках. Залечивая раны, нанесенные войной, имея повсюду нужду и голод, государство не жалело средств на образование. Школы первой ступени работали в Шингале, Саполге, Чунаках, Ключах, Майском». (Михаил Сергеевич Полубояров. Малая долька России. Очерки о Малосердобинском районе Пензенской области).
Памятниками истории и архитектуры на территории Майского сельсовета признаны: здание Чунакской земской школы, которая была открыта в 1882 году и церковь Казанской божьей матери построенная в 1810 году в с. Чунаки. (Полубояров М.С. - http://suslony.ru, 2007).
В Чунаках отец Пётр прослужил год. Судя по фотографиям жилищ этого села, найденным мной в сообществе «Чунаки» в Одноклассниках, жизнь семьи священника была не из лёгких. А ведь это дома, в которых сельчане жили уже в советское время. Что уж говорить о деревенском быте 1906 года. (Собственник фото Людмила Тюрина (Пиманкина)).