Твердовский Алексей Николаевич
(*ок.1850г – после 1910г)
В нашей семье хранится альбом с фотографиями, среди которых есть две очень редкие, сделанные в начале XX века в городе Саратове, в ателье Н.С. Мишалова, когда-то располагавшемся на Большой Горной улице «между Полицейской и Вознесенской». Моя бабушка очень берегла эти фотографии и передала их мне незадолго до смерти, с наказом беречь для внуков и правнуков. На одной из фотографий изображён мой прапрадед Алексей Николаевич Твердовский, уже в преклонном возрасте, с племянницей.
Родители
Твердовский Алексей – второй из сыновей коллежского регистратора Николая Алексеевича Твердовского. Родился он примерно в 1850 году. Где конкретно проживала семья коллежского регистратора Твердовского, точно сказать трудно. Но совершенно точно можно сказать, что в Саратове, поскольку служил отец семейства канцелярским чиновником в Саратовском уездном (окружном) суде. О матери и других братьях/сёстрах ничего неизвестно.
Обучение
7 сентября 1862 года, будучи возрастом около 12-ти лет, Алексей поступил на обучение в Саратовское Духовное Уездное Училище Семинарии (туда принимали с 9 - 12 лет). К поступающим в училище предъявлялись определённые требования.
Вот как о подготовке мальчика к поступлению в духовное училище писали в «Саратовских епархиальных ведомостях» № 3 за 1865 год: «Вот мальчику минуло 9 или 10 лет, время отправлять его в училище. Отец и мать приготовили его порядочно (а случается часто, что и кое-как) читать по славянской и гражданской печати, а равно и писать. Если мальчик во время домашнего воспитания успел приобрести ещё основные понятия из Закона Божия, русской грамматики и арифметики, то родители смело могут определить его в низший класс училища. И начальники, и наставники за подготовленного таким образом мальчика ещё будут благодарны родителям».
Следовательно, первоначальное образование Алексея и его старшего брата Константина было домашним.
Обучение в духовном училище до реформы 1867 года длилось 6 лет. Полный курс состоял из трёх отделений, каждое из которых было рассчитано на 2 года: низшее отделение (1 и 2 класс), среднее отделение (1 и 2 класс), высшее отделение (1 и 2 класс). Алексей обучался в СДУ 4 года, то есть полный курс не закончил.
На 1865 год его имя значится в списке учеников Саратовского Духовного Уездного Училища Семинарии – в третьем разряде среднего отделения. К 3 разряду относили самых слабых учеников класса, что называется «двоечников». Но на повторительный курс Алексей не оставался.
РАЗРЯДНЫЙ СПИСОК
учеников Саратовского Духовного Уездного Училища, составленный после внутреннего испытания, бывшего в июне месяце 1865 года.
СРЕДНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ: РАЗРЯД III.
90. Яков Голубев. Алексей Твердовский. Николай Архангельский….
18 июля 1866 года Алексей Твердовский закончил обучение в среднем отделении Духовного Уездного Училища и был уволен в епархиальное ведомство в связи с малоуспешностью. «Увольняется в епархиальное ведомство», т.е. остаётся в духовном сословии, и Епархиальное Начальство вправе им распоряжаться, направить к месту служения, если таковое найдётся.
Свидетельство
об окончании Саратовского духовного училища за 1866 год
"Объявитель сего, ученик Саратовского Духовного уездного училища среднего отделения Алексей Твердовский, Коллежского регистратора Николая сын, имеющий от роду 16 лет, поступил в училище 1862 года Сентября 7 дня, в коем при способностях средственных и прилежании малом обучался:
Грамматикам: Латинской и Греческой (очень слабо), Русской и Славянской (довольно средственно), Пространному катехизису и Священной Истории (не худо), Географии и Арифметике (мало), Церковному уставу и нотному пению (довольно порядочно), Чтению на Славянском и Русском наречиях (хорошо), Чистописанию (порядочно).
В продолжение учения оказывал поведение хорошее; падучей болезни подвержен не был, уродств, калечеств и других телесных недостатков не имеет. Состоял на отцовском содержании.
Ныне, после испытания бывшего в июне месяце 1866 года по малоуспешности оказался неспособным в продолжении учения; почему на основании 27 параграфа Устава духовных училищ исключен в Епархиальное ведомство. В удостоверение чего и дается ему Твердовскому сие свидетельство за надлежащим подписанием Училищного начальства и приложением казенной училищной печати 1866 года июля 18 дня".
Закончив высшее отделение, можно было со временем получить сан священника (как старший брат Константин Твердовский) или, выйдя из духовного звания в гражданское, чин коллежского регистратора (как отец). Но выбыв из низшего или среднего отделения училища можно было рассчитывать лишь на причётническое/пономарское место (как и произошло с Алексеем Твердовским).
Служение
9 января 1867 года, через полгода после увольнения из училища, Епархиальным Начальством Твердовский Алексей определён на пономарское место в село Синенькие Саратовского уезда. На 1869 год Христо-Рождественская церковь села Синенькие относилась к 3 разряду - более тысячи душ в приходе. Штатов было два (два священника, два псаломщика, диакон).
В феврале 1868 года пономарь Алексей Твердовский вызывался в Консисторию. Вызов был напечатан в «Саратовских Епархиальных Ведомостях» - распространённая практика того времени. О причине вызова неизвестно. Возможно, совершил какой-то проступок или плохо выполнял свои обязанности? А может быть вызывался для проверки, достоин ли посвящения в стихарь? Или в старой семейной легенде есть зерно истины?
Вот эта легенда: «Алексей Твердовский служил у священника, отвечал за сохранность церковного облачения, разжигал и подавал кадило во время церковной службы. В то время перед отправкой военных на учения или в дни церковных праздников, в полках принято было служить молебны. В такой полк и отправились священник с молодым помощником.
По дороге пришлось остановиться по нужде, и когда бричка тронулась с места, на одном из кустов осталось висеть забытое кадило. За эту провинность Алексей был разжалован».
Справедливости ради надо сказать, что в Синеньких действительно, кроме крестьян и мещан, жили военные. Так что вполне возможно, что такой казус с нашим предком, действительно, произошёл.
После вызова в Консисторию Алексей прослужил в Синеньких ещё два года, но затем решил почему-то уволиться. Из объявления в «Саратовских епархиальных ведомостях» № 12 за 1870 год мы узнаём, что «уволен от должности по прошению пономарь села Синеньких Саратовского уезда Алексей Твердовский» (но не сказано, что он увольняется из епархиального ведомства). Не Епархиальное Начальство уволило, а сам уволился, по прошению. Понял, что не справляется? Не лежит душа? Нет склонности? Но в таком случае Алексей бы вышел из духовного звания в гражданское. О таких событиях печатали извещения в Епархиальных ведомостях. О выходе Алексея Твердовского из духовного ведомства объявления не было.
В то время увольняться было, конечно, глупостью. В 1868 году началась реформа церкви. Штаты повсеместно сокращались. Пономари и дьячки без образования отправлялись за штат. Десятки прошений о предоставлении места в приходе отклонялись Епархиальным Начальством, так как места псаломщиков (по новому уставу они заменили пономарей) придерживались для выпускников семинарий. Церковно- и священнослужители без должного образования были не нужны.
Через год Алексей Твердовский попробовал вновь вернуться на прежнее место, но в просьбе ему было отказано. «Саратовские епархиальные ведомости» № 6 за 1871 год: «Заштатному пономарю села Синеньких, Саратовского уезда, Алексею Твердовскому объявляется, что в прошении его о предоставлении места в этом селе отказано».
Вообще Епархиальное Начальство не стеснялось в формулировках при отказе от места или увольнении. Самые нейтральные отказы звучали так: «просимое место занято», «просьба оставлена без последствий». Но часто встречались и такие формулировки: «отрешён от места», «удалён от должности», «удалён из сего прихода», «обождать (с назначением); не найдётся ли кто-либо из окончивших полный семинарский курс псаломщиков или учителей занять означенное место», «отказать и впредь не просить». О некоторых священно и церковнослужителях прямо указывалось, что стоял под судом или под следствием, обвинялся в нетрезвости и т.д.
После 1871 года имя Алексея Твердовского в «Саратовских Епархиальных Ведомостях» не упоминается. Какие события происходили в жизни Алексея Николаевича дальше, можно только предполагать. Вероятнее всего, он почти сразу вернулся в Саратов, поближе к родителям и брату Константину, где нашёл какую-то должность. Кроме того, реформа проводилась не только в Церкви, но и в армии, что тоже накладывало отпечаток на жизненные планы молодого человека.
Рекрутская (воинская) повинность
Биография прадеда со второй половины 1871-го года примерно по 1883-й год включительно (12 лет) – «белое пятно». Где жил, чем занимался? Вариантов несколько.
№ 1. Если Алексей Твердовский родился во втором полугодии 1849 года, то по возрасту подходил к представлению в рекруты в 1871 году; если же дата рождения была в первом полугодии 1850 года, то призыв откладывался на год (1872г). До 1874 года воинская повинность возлагалась лишь на крестьян и мещан, духовенство от воинской повинности было освобождено. Как мы помним, Алексей Твердовский со службы уволился, но на 1871 год всё ещё числился пономарём, хоть и заштатным. Значит, от воинской повинности он был свободен.
Очень важное уточнение: льгота предоставлялась однократно — те, кто не был призван по льготе в призыв своего года рождения, перечислялся в запас и навсегда освобождался от призыва. Даже если обстоятельства, дающие льготу, прекращались, призывник, однажды зачисленный в запас, уже более не подлежал призыву.
С января 1874г воинская повинность касалась уже всего мужского населения Российской Империи за несколькими оговоренными исключениями ... «Всё мужское население Империи по достижении 20 лет должно подлежать жеребью, которым определяется раз навсегда, кто обязан идти на действительную службу, и кто останется от неё свободным. Срок службы в сухопутных войсках определялся в 15 лет, но по истечении 6 лет, а в случае возможности и ранее того, служивые будут распускаемы по домам, с обязанностью являться под знамёна по призывам Правительства лишь в случаях чрезвычайной военной надобности».
Иными словами, повинность состояла не в том, что всякий был обязан отслужить в армии. Армия нуждалась приблизительно в трети молодых людей, достигавших призывного возраста. Все подданные были повинны лишь явиться на призывной участок. Все призывники, имевшие безусловное право на отсрочку по учебе, семейным обстоятельствам и т.д., должны были заявить об этом заблаговременно и к призыву не являлись. Оставшаяся масса призывников подвергалась жеребьевке.
№ 2. По новому воинскому уставу те церковнослужители (пономари/псаломщики/дьячки), которые не прослужили на предназначенном месте 6 лет, должны были явиться по месту призыва и тянуть жребий. Алексей установленных шести лет не прослужил, тянул жребий и ушёл на действительную службу. Подтвердить эту версию можно, изучив документы приписных участков Саратова. Но так как точное место жительства Алексея Твердовского нам неизвестно, сделать это будет очень трудно.
Что представляла собой жеребьёвка? В ящик клали жребии — пронумерованные и сложенные полоски картона, каждый призывник вытаскивал свой номер. После окончания жеребьевки призывников подвергали медицинскому освидетельствованию. Вначале в порядке вытащенных номеров свидетельствовали призывников, не имевших никаких льгот, и имевших отсрочку по учебе. Здоровых призывников отправляли в войска, больных либо освобождали от службы навсегда, либо давали отсрочку для выздоровления, либо направляли на дальнейшее освидетельствование. Если квота заполнялась, оставшиеся обладатели жребия уже не подвергались освидетельствованию, а просто зачислялись в запас, что навсегда освобождало их от дальнейшего призыва. Если квота не была заполнена, то на освидетельствование в порядке номеров жребиев вызывали льготников третьего разряда, если и они не могли заполнить квоту — льготников второго разряда.
№ 3. Алексей Твердовский оказался свободен от воинской службы по жребию, вышел из духовного звания и поступил на гражданскую (канцелярскую) службу.
Писец 2-го разряда
Из Метрических книг Спасо-Преображенской церкви за 1894 и 1910 годы следует, что Алексей Твердовский служил писцом 2 разряда, то есть был канцелярским служащим, но вот где именно? Пока вопрос открыт.
Очень долго мне пришлось искать информацию о том, кто же такой «писец 2-го разряда». Оказалось, что это внетабельный (внеклассный) канцелярист Российской империи. «Внетабельный (внеклассный)», т.е. не включён в Табель о рангах, которая начиналась с 14-го класса (чином того самого коллежского регистратора). Если помните, я уже упоминала о том, что полученное образование позволяло Алексею Твердовскому рассчитывать в духовном ведомстве только на должность пономаря, а вот в гражданском – только на должность писца, до чина коллежского регистратора он немного не дотягивал.
Почему писец именно 2-го разряда? Дело тут не в квалификации, как думалось мне вначале (ну, как у водителей, электриков, токарей и т.д.) Внеклассные канцеляристы, начиная со второй трети XIX века, были разделены на разряды в зависимости от своего происхождения:
1-й разряд - потомственные дворяне;
2-й разряд - сыновья личных дворян, почётных граждан, священнослужителей, коммерции советников и купцов 1-й гильдии;
3-й разряд - внеклассные художники, сыновья учёных и художников, не имеющих чинов; сыновья учителей (включая домашних) и комнатных надзирателей; сыновья канцелярских служителей, лекарских учеников, фельдшеров и курьеров; сыновья внеклассных служителей и мастеровых придворного ведомства и нижних воинских чинов, зачисленных в него и т.д.
Отец Алексея Твердовского, как коллежский регистратор, был личным почётным гражданином, поэтому и разряд у сына второй.
Семья
Примерно в 1883 году Алексей Твердовский женился. Год указан по вычисленному году рождения старшей дочери - 1884, а это значит, что женился прапрадед довольно поздно, в 34 - 35 лет (конечно, это всего лишь предположение, ведь у Твердовских могли быть ещё дети, старшие, но возможно умершие в младенчестве.). Семья жила в приходе Спасо-Преображенской православной церкви, что относился к 4-му полицейскому участку (церковь в самом устье Глебучева оврага, справа, отмечена крестом).
Фрагмент карты Саратова (1912г).
4-й полицейский участок (закрашен розовым) – примерное место жительства Твердовских.
Никаких сведений о жене Алексея Твердовского, кроме её имени – Пелагея Алексеевна, нет. У Твердовских родилось четверо дочерей: Клавдия, Александра, Полина и Мария. Причём, старшинство дочерей Клавдии или Александры под вопросом. Точные даты рождения дочерей, кроме младшей, Марии Алексеевны, пока не установлены, но известно, что Мария была младшей дочерью, а Полина родилась перед ней.
Пелагея Твердовская с внуками
Предположительно: мальчик слева и девочка - дети дочери Клавдии;
мальчик справа - Михаил Попов, сын дочери Александры.
Интересный факт: восприемниками (крёстными родителями) Марии Алексеевны Твердовской были псаломщик-диакон Леонид Феодоров Студенецкий и Саратовского уезда села Больших Озёрок вдова диаконица Евлампия Андреева Капытина. То есть связей с духовным сословием Алексей Твердовский не терял.
К сожалению, неизвестны ни точные даты смерти прапрадеда и прапрабабушки, ни место их упокоения (вероятнее всего, похоронены они на Воскресенском кладбище). Дата смерти прапрадеда в заголовке статьи указана примерно: после 1910 года, потому что в записи о венчании Марии Алексеевны Твердовской написано «дочь писца 2 разряда». Если бы к октябрю 1910 года прапрадед уже умер, в метрической книге стояла бы запись «дочь вдовы писца 2 разряда». К тому же в Брачном обыске от 31 октября 1910 года указано, что невеста имеет «дозволение на брак от своих родителей». И в исповедной ведомости приходской церкви за 1910 год Мария «записана в семействе своих родителей» (№ двора 11).
Могилы трёх дочерей Твердовских (Клавдии, Полины и Марии) известны и находятся на Воскресенском кладбище города Саратова (сёстры похоронены в разное время, но рядом, на 17 участке). Дочь Александра (Попова) похоронена тоже на этом кладбище, но на другом участке, и в настоящее время месторасположение её могилы установить нет возможности.
Так как у Алексея и Пелагеи Твердовских не было сыновей, фамилия эта в нашей родословной больше не упоминается.
От младшей дочери Марии пошла ветвь, к которой принадлежат Тихомировы, Пронины, Яблочкины, Петровы, Сударкины и их потомки.
Источники:
Записи в метрических книгах Спасо-Преображенской церкви г. Саратова о рождении (1894г) и венчании (1910г) Марии Алексеевны Твердовской.
Лежнина И. И. Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII-ХХ вв.
Обыск брачный о желающих вступить в брак Марии Алексеевой Твердовской и Николая Филипова Тихомирова (1910г)
Родословное древо Твердовских-Тихомировых, составленное со слов Прониной (Тихомировой) Нины Николаевны, дочери Твердовской Марии Алексеевны.
Свидетельство об увольнении Алексея Твердовского из среднего отделения Саратовского уездного духовного училища от июля 1866г
Саратовские епархиальные ведомости: СЕВ № 16 1865г; СЕВ № 31 1866г; СЕВ № 4 1867г; СЕВ № 5 1868г; СЕВ № 12 1870г; СЕВ № 6 1871г
http://severyukhin-oleg.ru/pages/kanzelyarist2.html?ysclid=lmp0h7gkok896608918
https://olegchagin.livejournal.com/706557.html?ysclid=lq9wctic94190675002