Воскресенье, 21.10.2018, 12:47
МОИ ПРЕДКИ ТВЕРДОВСКИЕ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Твердовский Алексей Николаевич

1850 – 1910 (даты примерные)

 

 

1850 – родился (ориентировочная дата) в г. Саратове (вероятно) <свидетельство об окончании СДУ>

 

1862 – 09 – 07 – поступил на обучение в Саратовское Духовное Уездное Училище Семинарии как сын коллежского регистратора. За все время обучения состоял на отцовском содержании <свидетельство об окончании СДУ>

 

<Саратовские епархиальные ведомости № 16 за 1865 – значится в списке учеников Саратовского Духовного Уездного Училища Семинарии – в третьем разряде среднего отделения.1865 г.>

 

РАЗРЯДНЫЙ СПИСОК

учеников Саратовского Духовного Уездного Училища, составленный после внутреннего испытания, бывшего в июне месяце 1865 года.

СРЕДНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ:

РАЗРЯД III.

90. Яков Голубев. Алексей Твердовский. Николай Архангельский….

 

<Саратовские епархиальные ведомости № 31 за 1866 – 07 – 18 – получает свидетельство и заканчивает Саратовское Духовное Уездное Училище, Среднее отделение, третий разряд – увольняется в епархиальное ведомство в связи с малоуспешностью.1866 г.; свидетельство об окончании СДУ>

 

Свидетельство

об окончании Саратовского духовного училища за 1866 год

Лист 154

Объявитель сего, ученик Саратовского Духовного уездного училища среднего отделения Алексей Твердовский, Коллежского регистратора Николая сын, имеющий от роду 16 лет, поступил в училище 1862 года Сентября 7 дня, в коем при способностях средственных и прилежании малом обучался:

Грамматикам: Латинской и Греческой (очень слабо), Русской и Славянской (довольно средственно), Пространному катехизису и Священной Истории (не худо), Географии и Арифметике (мало), Церковному уставу и нотному пению (довольно порядочно), Чтению на Славянском и Русском наречиях (хорошо), Чистописанию (порядочно).

В продолжение учения оказывал поведение хорошее; падучей болезни подвержен не был, уродств, калечеств и других телесных недостатков не имеет. Состоял на отцовском содержании.

Ныне, после испытания бывшего в июне месяце 1866 года по малоуспешности оказался неспособным в продолжении учения; почему на основании 27 параграфа Устава духовных училищ исключен в Епархиальное ведомство. В удостоверение чего и дается ему Твердовскому сие свидетельство за надлежащим подписанием Училищного начальства и приложением казенной училищной печати 1866 года июля 18 дня.

 


Успехи учеников обозначались словами: отлично, весьма и очень хорошо, довольно хорошо, порядочно, мало, слабо. Редко познания учеников обозначались баллами: 5, 4, 3, 2 и 1, и эти баллы имели обратное значение (т. е. высший балл обозначался 1, а низший – 5 и т. д.) и лишь реформой (второй) училищ 1867 г. введена постановка баллов за ответы.

В. Лебедев
Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища
за 100 лет его существования и списки служивших в училище и учеников,

окончивших полный курс в нем за первое столетие (1814-1914 гг.). - Вологда: Типография Губернского Правления, 1916.


 

1867 – 9 января определяется на пономарское место в село Синенькие Саратовского уезда.

 

 


Храм в честь Рождества Христова

В 1711 году в селе Синенькие, лежащем в 50-ти верстах к югу от Саратова, была построена деревянная церковь, престол в которой был освящен в честь Рождества Христова. Со временем храм обветшал, и в 1849 году тщанием прихожан в селе на прежнем месте была выстроена новая однопрестольная деревянная теплая церковь, освященная также в честь Рождения в мир Спасителя. По наименованию храмового престола за Синенькими закрепилось и второе название — Рождественское.

В штате причта состояли два священника, псаломщик-диакон и псаломщик. Второй причт храма (второй священник и псаломщик) окормляли Вознесенский храм в поселке при «Саратовской мануфактуре».

Приход был значительным: на 1912 год в самом селе и семи приписных деревнях числилось 5996 православных и 1491 старообрядец. В селе были пять школ: церковно-приходская, две земские и две школы грамоты.

В годы Советской власти: С 1931 года Христорождественский храм стоял бездействующим. Причиной, скорее всего, как и в десятках сел, послужили репрессии против духовенства. Поскольку «на объявление Горсовета о желании взять в пользование указанную церковь и культовое имущество заявлений со стороны верующих не последовало», постановлением Оргкомитета ВЦИК Саратовского края от 27 мая 1934 года церковь села Синенькие была закрыта, здание закрываемой церкви использовано на расширение школы-семилетки. Со временем на месте разрушенного храма был установлен памятник В. И. Ленину.


 

<Саратовские епархиальные ведомости № 5 за , вызывается в Консисторию».Алексей Твердовский Пономарь села Синеньких, Саратовского уезда,1868 – «ВЫЗОВ: 1868 г. > (возможно, чем-то провинился)

 

Основные обязанности пономаря

 

<Саратовские епархиальные ведомости № 12 за .Алексей Твердовский пономарь села Синеньких Саратовского уезда,1870 – объявления – Уволен от должности по прошению 1870 г. > (но не указано, что он увольняется из епархиального ведомства)

 

<Саратовские епархиальные ведомости № 6 за объявляется, что в прошении его о предоставлении места в этом же селе отказано.Алексею Твердовскому 1871 – объявления: заштатному пономарю села Синеньких Саратовского уезда 1871 г. >

 

Как следует из Саратовских Епархиальных Ведомостей, прослужив 3 года, Алексей подал прошение о выходе за штат. Через год попробовал вновь вернуться на прежнее место, но в просьбе ему было отказано.

После 1871 года имя Алексея Твердовского в Саратовских Епархиальных Ведомостях не упоминается. Какие события происходили в жизни Алексея Николаевича дальше, можно только предполагать. Вероятнее всего, он вернулся в Саратов, поближе к брату Константину, где нашёл какую-то должность.

В детстве бабушка рассказывала мне легенду об Алексее Твердовском. Что в ней правда, а что – вымысел, сказать сложно. Ведь 40 лет жизни прапрадеда – это белое пятно.

«Молодой поляк Алексей Твердовский служил у полкового священника, отвечал за сохранность церковного облачения, разжигал и подавал кадило во время церковной службы. В то время перед отправкой военных на учения или в дни церковных праздников, в полках принято было служить молебны. В такой полк и отправились священник с молодым помощником.

По дороге пришлось остановиться по нужде, и когда бричка тронулась с места, на одном из кустов осталось висеть забытое кадило. За эту провинность Алексей был разжалован».

Затем он познакомился с молодой прачкой (?) Пелагеей (отчество неизвестно, даже имя бабушка, Нина Николаевна Пронина, точно не помнила – «кажется, Пелагея»), которая стала его женой и родила ему четырёх дочерей: Клавдию, Александру, Полину и Марию.

 

Пелагея Твердовская с внуками

Фотография может быть сделана  около 1920 года,

судя по возрасту Виктора Тихомирова (справа), который родился в 1913 году.

 

В связи с этой легендой у меня возникла вот какая идея: до 1871 года действовал старый воинский устав, согласно которому священно-церковнослужители освобождались от воинской повинности. По новому уставу те церковно-священнослужители, которые не прослужили на предназначенном месте 6 лет (Алексей не прослужил), должны были явиться по месту призыва и тянуть жребий. При поступлении - добровольно или по разборам - в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Алексей Николаевич мог вытянуть призыв в армию, а там, как человек, получивший хоть какое-то образование, служить церковником (помощником полкового священника). Обязанности церковника - те же, что у пономаря (кадило беречь - в том числе).

Пока не знаю, как проверить это предположение. В ГАСО, судя по путеводителю, есть дела по рекрутам (меня интересует период 1870 - 1880).

 

Точные даты рождения дочерей, кроме младшей, Марии Алексеевны, пока не установлены. Примерная дата рождения первой дочери – 1885 - 86 год, а это значит, что женился Алексей Николаевич довольно поздно, в 35 лет.

 

1910 – В метрической книге Спасо-Преображенской церкви города Саратова за 1910 год имеется актовая запись (дата составления не указана) № 71 о бракосочетании 31 октября крестьянина Саратовского уезда, Пристанской волости деревни Усть-Курдюм Николая Филипова (так в документе) Тихомирова, 19 лет, и дочери писца 2-го разряда Марии Алексеевой (так в документе) Твердовской, 16 лет, оба первым браком.

Поручителями были: по жениху Нижегородской губернии Ардатовского уезда, волости и села Снавить крестьянин Михаил Семенов Буянов и мещанин города Саратова Николай Васильев Попов; по невесте – мещанин города Саратова Иван Алексиев Кувардин и Александр Петров Свинцов.

Обряд венчания совершил священник Иаков Рождественский с диаконом Петром Лебедевым и с псаломщиком Сергеем Мильтиадовым.

Основание: Ф. 637. Оп. 2. Д. 3305. Л. Л. 99 об. – 100.

Дата бракосочетания 31 октября 1910 года дана по старому стилю.

 

Из этого документа следует, что Алексей Твердовский служил писцом, то есть канцелярским служителем, но вот где именно? На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина.

Оказалось так же, что согласно уставу Духовных училищ 1867 года выпускникам разрешался выход из духовного сословия. Эта мера была направлена на то, чтобы священническое служение избиралось людьми не по рождению, а по стремлению сердца.

 

В нашей семье хранится альбом с фотографиями. Среди них есть две очень редкие, сделанные в начале XX века в городе Саратове, в ателье Н.С. Мишалова, когда-то располагавшемся на Большой Горной улице «между Полицейской и Вознесенской». Бабушка Нина очень берегла эти фотографии и передала их мне незадолго до смерти, с наказом беречь для внуков и правнуков. На одной из фотографий изображён Алексей Николаевич Твердовский, уже в преклонном возрасте, с племянницей.

 

 

Фотография, судя по возрасту прапрадеда, могла быть сделана в 1910 году. Племяннице около 20 лет. Это может быть Анастасия Константиновна Твердовская (1889 г.р.). В 1910 году ей был 21 год.

 

К сожалению, не известны ни дата смерти прапрадеда, ни место его упокоения. Могилы же трёх его дочерей (Клавдии, Полины и Марии) находятся на Воскресенском кладбище города Саратова (сёстры похоронены в разное время, но рядом).

 

От младшей дочери Марии и пошла ветвь, к которой принадлежат Тихомировы, Пронины, Яблочкины и их потомки. Так как у Алексея и Пелагеи Твердовских не было сыновей, фамилия эта в ветви нашей родословной больше не упоминается.

 
Древо Твердовских по Марии Алексеевне Древо Твердовских по Александре Алексеевне
Мария и Николай

История рода Поповых

Владимир Попов

Фотография в старой сахарнице

 

Просмотр древа по клику мышкой

Вход на сайт
Поиск
Мои сайты
  • Меровка
  • Семейная летопись
  • Фамильный герб
  • Твердовские -2018 @ 2017