Предлагаем вниманию наших читателей рассказ о братьях Петре, Михаиле и Николае Твердовских — саратовских священниках, которые перед лицом смерти не отступились от Христа в годину гонений.
— Мне фамилия Твердовский была известна еще с юности, из рассказов бабушки Нины Николаевны, — рассказывает учитель начальных классов из поселка Каменский Красноармейского района Саратовской области Ирина Владимировна Козлицкая. — Благодаря этому мне впоследствии удалось установить свое родство с другими потомками Николая Твердовского, моего прапрапрадеда. Мы нашли друг друга полтора года назад и выяснили, что нас объединяют не только кровные узы, но и интерес к изучению истории своей семьи. Благодаря нашим совместным усилиям с Константином Александровичем Твердовским из Москвы и Михаилом Владимировичем Волковым из Орска появился сайт о священнослужителях Твердовских. Первопроходцем исследования семейного прошлого был Константин Твердовский, который много времени провел в архивах и в переписке с архивами, восстанавливая свою родословную, а затем опубликовал родословное древо Твердовских, которое я и увидела. Позже к нам присоединился еще один родственник, Михаил Волков, благодаря которому удалось установить неизвестные ранее подробности жизни священномученика Михаила Твердовского.
Масштаб собранных исследователями сведений впечатляет: они дают представление о роде Твердовских почти за 250 лет. Некоторые факты о священномученике Михаиле публикуются впервые.
* * *
Братья Твердовские родились в семье священника Константина Николаевича Твердовского (1849–11 февраля 1906). Их отец обучался в Саратовском духовном училище, затем был определен дьячком в Спасо-Преображенскую церковь Саратова (ныне разрушена), а через год посвящен в стихарь. Спустя некоторое время стал диаконом там же, а в июле 1884 года был определен на священническое место в Свято-Троицкой церкви Пановской женской общины Сердобского уезда. У отца Константина с супругой Анной Михайловной было пятеро детей: Александра (ок. 1877), Петр (1879), Михаил (1881), Николай (1884) и Анастасия (ок. 1889). Все сыновья впоследствии выбрали путь церковного служения и приняли священный сан.
Священномученик Михаил родился 20 октября 1881 года в Саратове и был крещен в Спасо-Преображенской церкви, в которой служил его отец. Крестными его стали дьячок саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря Василий Григорьевич Благонравов и вдова священника села Бахметьевка Аткарского уезда Ольга Николаевна Полякова. Через три года вся семья переехала в Сердобский уезд Саратовской губернии (ныне Пензенская область). Местом служения отца Константина стала церковь Пановской женской обители, а местом жительства семьи — село Давыдовка Сердобского уезда.
С 1891 по 1898 год Михаил учился в Петровском духовном училище (оставлялся на второй год в третьем классе в 1895 году). Затем, в 1904 году, окончил Саратовскую духовную семинарию по второму разряду. Женился, супругу его звали Ольга Порфирьевна (род. 16 августа 1886). В апреле 1905 года резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва) был определен на священническое служение в Михаило-Архангельскую церковь села Веденяпино Кузнецкого уезда (сейчас — Городищенского района Пензенской области, храм в нем разрушен). Священномученик Гермоген лично рукоположил будущего подвижника сначала в сан диакона, а затем — в сан священника. В ноябре 1906 года отец Михаил, согласно собственному прошению, был определен к Казанской церкви села Андреевское (Шиловка) Сердобского уезда (ныне — Екатериновского района Саратовской области). За время своего служения этот священник был награжден Преосвященным Гермогеном набедренником (20 мая 1911), епископом Палладием — скуфьей (1 апреля 1916). Со дня вступления в должность отец Михаил состоял законоучителем в церковно-приходской школе и деревенской школе в Андреевке. Проживал он в церковном доме.
В свое время владелец Андреевского, князь Федор Алексеевич Куракин, сделал это село своей летней резиденцией, а затем передал усадьбу своей дочери Ольге Федоровне и ее супругу Алексею Николаевичу Деконскому (он был местным земским начальником с 1894 по 1902 год). Позже Деконские жили в Шиловке наездами — в Петербурге у них был собственный дом. В 1911 году погиб (утонул) их сын Николай, и они привезли его хоронить в Шиловку. Отпевание совершил, вероятно, отец Михаил, а супруги поставили в память о сыне часовню.
После Октябрьской революции шиловские крестьяне под предводительством будущего председателя местного совета Г. И. Кузнецова организовали шествие по селу с красными флагами. Усадьбу Деконских разгромили и национализировали, часовню разрушили, останки Николая Деконского выкинули в пруд, а Казанскую церковь взорвали.
* * *
С 1927 года семья отца Михаила Твердовского стала жить в селе Даниловка Аткарского уезда Саратовской губернии, в котором еще действовала местная Покровская церковь (ее закрыли в 1934 году и разрушили). В 1930 году священник уже жил в селе Колено Екатериновского района, где вместе с супругой был лишен гражданских прав (трехпрестольный ИоанноПредтеченский храм в этом селе также был уничтожен). Последний адрес его проживания в наших краях — село Белгаза Екатериновского района. Затем семье пришлось уехать из Поволжья. Сам священномученик Михаил говорил об этом так: «В декабре месяце 1932 года я приехал в Коломенский район (Московской губернии. — В. Т.) из села Белгаза Нижнее-Волжского края. Уехал я оттуда ввиду тяжелого материального положения, так как сидел почти голодный… Нам, духовенству, совершенно не дают спокойно жить, нас как морально, так и физически преследуют, накладывают непосильные налоги, ссылают в ссылку. <…> В январе месяце 1933 года после богослужения… стали спрашивать, почему я уехал с родины и как живет народ на моей родине… у нас на родине страшный голод, народ так обнищал, что даже страшно смотреть на него…». К этому можно добавить, что по данным последней переписи населения в селе Белгаза сейчас проживает всего восемь человек, Казанский храм в нем разрушен.
С декабря 1932 года святой Михаил служил в Успенской церкви села Андреевское Коломенского района Московской области. 25 апреля 1933 года он был арестован и помещен в Коломенский дом заключения. Ему было предъявлено обвинение по статье 58–10 УК РСФСР. Священника обвиняли в том, что он «ведет среди населения систематическую антисоветскую и пораженческую агитацию, предсказывая о скорой гибели советской власти». На момент ареста он был с супругой в разводе. Вскоре состоялся единственный допрос отца Михаила, а в мае было составлено обвинительное заключение. Дело направили на рассмотрение Судтройки и на санкцию Коломенскому райпрокурору. 10 мая санкция была получена. 27 мая 1933 года тройкой ПП ОГПУ Московской области священник был приговорен к трем годам лишения свободы с высылкой в Казахстан.
Постановлением СПО ПП ОГПУ в КазССР (г. АлмаАта) от 10 августа 1933 года отец Михаил был направлен в распоряжение Актюбинского Облотдела ОГПУ для определения места отбывания наказания. 19 августа его отправили для отбывания срока ссылки в распоряжение ОГПУ Убаганского района Кустанайского округа Актюбинской области. Нужно отметить, что в данных о состоянии здоровья при аресте священника было отмечено, что он здоров. Можно представить, сколь тяжелы были условия заключения святого Михаила, учитывая, что, согласно врачебной справке Убаганской больницы, 1 января 1934 года у него уже была «инвалидность 3–2 группы, хроническое воспаление почек с отеками, артериосклероз, миокардит». В этом документе отмечалось, что к тяжелому физическому труду он не способен. Чуть более чем за два месяца до окончания срока ссылки — 12 февраля 1936 года — постановлением Убаганского РО НКВД отец Михаил был освобожден.
С февраля 1937 года пастырь проживал в деревне Загородье Максатихинского района Калининской области и служил в местном деревянном Спасо-Преображенском храме. Известно, что бывшая супруга его, Ольга Порфирьевна, к тому времени уже скончалась. Новый арест последовал 8 сентября 1937 года. Максатихинским РО УНКВД по Калининской области священник был заключен под стражу по обвинению в антисоветской агитации — в рамках исполнения Оперативного приказа НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 года, по которому в Калининской области предписывалось расстрелять тысячу человек. При обыске была изъята семейная переписка.
На следующий день в райотделе УНКВД поселка Максатиха отец Михаил был допрошен. Из близких родственников он назвал брата — священника Николая Твердовского и сестру — Александру Константиновну Лебяжьеву, супругу священника Алексия Ивановича Лебяжьева. На вопрос следователя: «Скажите, какую проводил к[онтрреволюционную] деятельность среди населения, подтвердите [то, что] следствию известно» — священномученик ответил: «Я, Твердовский, среди населения к[онтрреволюционную] деятельность не проводил. Больше дополнить ничего не могу. Записано с моих слов правильно, в чем и расписуюсь». О качестве ведения следствия красноречиво свидетельствует такой факт: на этом протоколе допроса от 9 сентября указано время его начала — 15 часов — и время его окончания — 14 часов 45 минут.
Спустя четыре дня, 13 сентября, следователь попытался вторично сломать пастыря, твердо стоявшего на своей невиновности перед законом. К этому времени были получены показания трех «свидетелей», которые снабдили следственные органы написанными как под диктовку «подтверждениями» того, что святой Михаил якобы вел антисоветскую агитацию. В этом протоколе всего один вопрос: «Скажите, Твердовский, признаете ли себя виновным в проводимой вами среди населения к[онтрреволюционной] деятельности?». Ответ: «В предъявленном мне обвинении в проводимой мною к[онтрреволюционной] деятельности среди населения я, Твердовский, виновным себя не признаю, поясняю следующее, что, проживая [в] дер[евне] Загородье, к[онтрреволюционную] деятельность не проводил. Больше показать ничего не могу. Записано с моих слов правильно, в чем и расписуюсь».
В тот же день было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось: «следствием установлено, что Твердовский Михаил Константинович среди крестьян проводит к[онтрреволюционную] деятельность, что подтверждается свидетельскими показаниями. Допрошенный в качестве обвиняемого… в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но свидетельскими показаниями его к[онтрреволюционная] деятельность подтверждена». Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки УГБ УНКВД по Калининской области.
15 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Калининской области священник Михаил Твердовский был приговорен по обвинению в систематическом проведении среди населения контрреволюционной агитации, направленной против советской власти и партии, и в высказывании террористических и пораженческих настроений (статья 58 пункт 10 УК РСФСР) к высшей мере наказания. Расстрелян 17 октября 1937 года в поселке Максатиха. Приговор был приведен в исполнение в час ночи.
Священномученик Михаил реабилитирован 1 июня 1989 года по заключению Тверской областной прокуратуры. Известно, что у них с супругой было трое детей: Константин (род. 22 июня 1908) и две дочери Ольга (1917) и Александра (род. 19 марта 1919). Сын служил младшим лейтенантом и погиб в феврале 1942 года в районе Ладожского озера, о судьбе дочерей ничего не известно.
20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, иерей Михаил Твердовский был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученика было определено совершать в день его мученической кончины — 4/17 октября — и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
* * *
Старший брат святого Михаила, Петр Константинович Твердовский, окончил курс Петровского духовного училища, а затем — в 1901 году — Саратовской духовной семинарии. В августе того же года он был назначен псаломщиком Свято-Троицкой церкви села Чибирлей Кузнецкого уезда, а в мае 1902 года ему было предоставлено священническое место при Михаило-Архангельской церкви села Турзовка Петровского уезда. В августе 1905‑го последовал перевод в Казанскую церковь села Чунаки Петровского уезда, где священник был также утвержден в должности законоучителя земско-общественной школы. В августе 1906 года местом служения отца Петра стала Николаевская церковь села Средники Сердобского уезда, где он также был назначен на должность законоучителя Ново-Николаевского земско-общественного училища. В 1910 году пастырь был награжден набедренником, а с марта 1917 года утвержден в должности благочинного 5‑го округа Сердобского уезда. По данным 1924 года — служил там же.
Первый арест отца Петра последовал в 1929 году. Его обвинили по статье 58–10 УК РСФСР и приговорили к высылке в концлагерь Северного края. По возвращении из ссылки старший из братьев Твердовских работал на Саратовской селекционной опытной станции. Но 4 ноября 1937 года его арестовали вторично, священник находился в заключении в Саратовской тюрьме № 1. 29 ноября 1937 года судебной тройкой при УНКВД по Саратовской области был вынесен приговор: высшая мера наказания. Священник Петр Твердовский был расстрелян 4 декабря 1937 года, в 22 часа. Он, как и ряд других мучеников и исповедников нашего края, покоится на Воскресенском кладбище Саратова, но точное место захоронения неизвестно. У его вдовы — Анны Николаевны (в девичестве Волконской) — осталось шестеро детей. Реабилитирован по обоим делам в 1989 году.
* * *
Младший из братьев — Николай Константинович Твердовский — также окончил Петровское духовное училище и Саратовскую духовную семинарию и с 1905 года служил надзирателем Вольского духовного училища. В январе 1911 года ему было предоставлено священническое место при МихаилоАрхангельской церкви села Малые Сестренки Балашовского уезда с назначением окружным миссионером по расколо-сектантству. В марте 1915 года отец Николай был перемещен к Троицкой церкви села Сосновка Сердобского уезда (ныне — Бековский район Пензенской области) и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской и земской школ. В 1916 году был награжден набедренником, воспитывал с супругой Анной Анатольевной двоих детей. По данным 1924 года он служил там же.
15 сентября 1937 года священник был арестован в с. Сосновка по обвинению в антисоветской агитации, содержался в тюрьме Аткарска Саратовской области. Он проходил по групповому делу об «организации из числа церковников антисоветской группы, проведении нелегальных сборищ» (статья 58 пункты 10 и 11 УК РСФСР). 29 сентября 1937 года был приговорен тройкой при УНКВД СССР по Саратовской области к высшей мере наказания и расстрелян 25 декабря (по другим данным — 19 октября) 1937 года. Реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года.
* * *
Судьба трех саратовских братьев-священников, оставшихся верными своему священническому долгу и продолжавших свое пастырское служение, была общей и трагической. Но они исполнили завет апостола Павла из его послания к жителям города Колоссы. Когда-то апостол, радуясь о твердости их веры во Христа, писал: Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходИте в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением (Кол. 2, 6–7).
Ирина Владимировна благодарит авторов сообщества «Земля Пензенская» за разрешение пользоваться материалами по истории Пензенской и Саратовской губерний и Ираиду Ивановну Лежнину, которая уже более десяти лет занимается поиском информации для восстановления родословной своей семьи.
Газета «Православная вера» № 21 (593)